КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРАЗДНИКОВ

21-04-2017

Праздник как мировоззрение - это особая модель формирования картины мира, и ритуализуе сознание, и ранжирует социальную жизнь, и производит эмоциональную зарядку-разрядку, и объединяет людей.

Мифологический направление исследований утверждал, что своеобразие народных праздников и праздничной обрядности подчиняется деления года на летнее циклы, причем весна предстает перед днем ​​лета, а осень - зимой. Порядок праздников в течение года протекает в виде восходящей кривой, образующих двухцикловую праздничный календарь года, где доминантами выступают летний и зимний солнцеворот. Этим признавалась определенная самостоятельность мировоззрения праздника как явления духовной культуры, его относительную независимость от процесса труда. Значительным вкладом в концептуальных праздничных направлений стала «трудовая» теория праздника, характерная для советской этнографической науки. В ее основе лежит общественно-трудовая деятельность человека, рассматривается как основной и единственный источник праздника.

Разновидностью «трудовой» теории является концепция В.Я. Проппа, согласно которой:

1) в основе народных праздников лежит мифология;

2) обрядово-зрелищным формам праздника присущ магический содержание;

3) праздничные обряды, развлечения и игры - это своего рода модель повседневной крестьянского труда, где праздник является своеобразным его продолжением, свободным (творческим) повторением навыков, сложившихся в труде, обычаях, отношениях [4].

«Трудовая» теория праздника во многом адекватна рекреативного концепции, которая объясняет происхождение, календарь и содержание праздников. Это особое чередование ритмов труда и отдыха, ответ на потребность в отдыхе [3].

Четко представлена ​​концепция М.М. Бахтина, согласно которой праздник является итоговой формой дублирования труда, оно подводит итоги работы, трудового цикла, готовит участников праздника к новой фазе трудовой жизни. При этом в нем позиционируется народный идеал жизни, с которым праздник связан сначала [1]. Праздник в этом случае не просто художественное воспроизведение или отражение жизни, а сама жизнь, оформленное игровым способом и, следовательно, связана с человеческой культурой.

Не отрицая связи праздника ни с трудовой деятельностью, ни с искусством, М.М. Бахтин концентрирует внимание на особую социально-художественную специфику этого феномена, находящегося на границе искусства и реальной действительности. Именно М.М. Бахтин заложил основу для резгляду праздника как культурологического явления, выделил наиболее устойчивые его признаки, категории.


Смотрите также:
 Выпускные.
 Оригинальные подарки на день рождения
 РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В УКРАИНЕ В 60-80-е гг. ХХ СТ.
 Свадьба, день рождения, новоселье, рождение ребенка.
 АКТУАЛЬНЫ ВСЕГДА

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: