СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ УКРАИНЫ

20-01-2020

Родильную обрядность украинской XIX нач. XX ст. составляют четыре цикла: предродовые, собственно родильные, послеродовые и социализирующие, т.е. приобщения младенца к роду, семье и коллектива.

Предродовые обычаи имели целью обеспечить нормальное течение беременности, способствовать рождению физически здоровой и умственно полноценного ребенка. Предродовой цикл содержал много поверий и запретов, которые регламентировали поведение роженицы. Так, беременную женщину оберегали от ссор, неприятностей, от испуга. Ей запрещали смотреть на огонь (чтобы на теле ребенка не было родимых пятен), в калек, больных и слепых людей (чтобы таковой не был ребенок).

По всей Украине беременная женщина пыталась дольше держать свое состояние в секрете, чтобы никто не год. На Гуцульщине иногда для этого пидперезу вались широким шерстяным поясом. Потому что в этом поясе даже спали, это негативно влияло на здоровье детей, которые рождались болезненными и хилыми [2]. Локальное распространение на Гуцульщине имел обыкновение надевать роженицы перед родами мужские брюки [3]. Это, очевидно, пережиток обычая ку недостатки, а именно: присутствия мужа при родах, что помогает роженице.

Собственно родильная обрядность состояла из таких составляющих: семьи, (народины), имянаречения, очистки, избрания кумовьев, крестины.

Собственно родильные обряды начинались с приглашения бабиповиту хи женщины, которая помогала роженицы во время родов. Повитуху называли "'бабоюбранкою" (на Житомирщине) или просто "бабой". Приглашал бабу повитуху муж роженицы, обязательно с буханкой хлеба. Роды проходили дома, чаще всего в амбаре, а летом в поле. Повитуха приходила к роженице с хлебом, а также приносила разное зелье и святую воду. Процесс рождения ребенка сопровождался магическими действиями. Бабаповитуха решала все узлы, расстегивала пуговицы, отпирать колодки, открывала сундук, окна, двери. Если роды были тяжелыми, повитуха просила открыть в церкви царские врата. Эти магические действия, согласно народным представлениям, должны были облегчить роды. В случае тяжелых родов, кроме магии, повитуха применяла рациональные приемы народной медицины: делала роженице массаж, подкуривали зельем, клала компресс из льна, а также читала молитвы.


Смотрите также:
 Свадьбы.
 Открытие магазина Steilmann family
 Конкурсы
 Главные христианские праздники
 Рейнхард Зелтен: О европейской самоидентификации

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: