СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ В СИСТЕМЕ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ УКРАИНЫ

20-01-2020

В полесских селах на крестины готовили бабью кашу, с которой было связано много магических действий. Корни обряда бабки каша, по мнению известного украинского ученого М. Сумцова, связанные с культом древнего славянского божества Рода и рожениц. В XIX в. бабья каша олицетворяла продолжения рода.

Пшенную или гречневую кашу варила бабаповитуха, а реже роженица или свекровь. Конце крестильная обеда совершался обряд разбивания горшка с кашей. Право разбить горшок имел тот, кто дал на кашу больше денег. Как правило, разбивал горшок с кашей на крышке хлебной дежи кум. Если каша оставалась целой, это было хорошей приметой: в семье будет благополучие и достаток. Все гости втыкали в кашу монеты, загораживая середину, и приговаривали: "Ну-ка города, пусть не лазают поросята в просо" [7]. Затем вершок каши с деньгами срезали и отдавали роженицы, а бабиповитуси деньги на новый горшок.

Обычай готовить бабью кашу на крестины был распространен в быту белорусов и россиян [8]. Обязательным компонентом родильной обрядности были слитки, слить на руки. Этот обряд, происходил преимущественно после крестин, имел целью очистки роженицы и бабиповитухы с помощью непочатой ​​воды. Бабаповитуха рановранци набирала непочатой ​​воды, вбрасывали в нее калину, овес, хмель, конопляное семя. На пол клали топор (если родился мальчик) или прядь (если родилась девушка), на них правой ногой становилась роженица, а повитуха лила воду на руки. Затем роженица сливала воду на руки старухи. Бабаповитуха прикладывала мокрые руки к лицу роженицы со словами: "Сливаю руку, а твою душу". Обряд слитки заканчивался угощением. Роженица сидела за столом на вывернутом кожухе. Кожух выполнял апотропейну функцию: предохранить мать и ребенка от нечистой силы.

К писляродильнои обычаев и обрядов принадлежали пострижини, обрезки, которые происходили через год после рождения ребенка. Пострижини производили парню, приглашая бабуповитуху и крестных родителей. Мальчика сажали посреди комнаты на вывернутый кожух, и крестный отец выстригал немного волос накрест. Вывернутый кожух, как и в обряде слитки, выполнял роль оберега. Некоторые исследователи, например А. Терещенко [9], видели в обряде пострижини приобщение ребенка к роду. В гуцульских селах пострижини называли рубки, обрубки волос, происходили они через месяц (в знак приобщения ребенка к роду) и в год совершеннолетия, что символизировало переход подростка в другой возрастной состояние.


Смотрите также:
 ПРОГРАММА проведения культурно - художественных мероприятий
 Свадьба Дарьи и Андрея
 Чем можно удивить мужчину?
 Новый 2011 Год и никуда без «Оливье»
 Японский вечер для не японской компании.

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: