Эстетическая составляющая календарных празднично-обрядовых ТРАДИЦИИ

31-01-2020

Дифференциация человеческой жизнедеятельности на «труд» и «праздник», разделения мира на «священное» и «мирское», уходит своими корнями в глубокую древность. Для первобытного человека реальная жизнь - это постоянное повторение знаковых действий, которые уже были когда-то выполнены богами или героями. Имитируя божественные действия богов, человек, - замечает М. Элиаде, - способствует поддержанию святости мира. Жизнь проходила во времени, и человек не чувствовал его необратимости, поскольку «священное время» периодически восстанавливался благодаря функционированию системы праздников. Возникновение праздников, - за М. Элиаде, - предоставляет жизнедеятельности социума ритмичности и стабильности, регламентирует его в рамках устоявшихся этических норм и установок.

Тотемизм и календарные культы Дж. Фрезер выводил из магии как первичной формы верований. Приведенные исследователем мифы и обряды привлекли внимание не только культурологов, но и писателей, несмотря на драматическую проблематику человеческого страдания как пути к смерти и обновления.

Таким образом, праздник является антитезой будничной жизни, оно выступает против утилитарного, за священное отношение к жизни.

С вступлением Европой современных западных черт произошло освобождение человека от интегрирующих ее солидарных, общественных связей. Капитализму нужен был человек, который бы свободно движущейся и вступала в отношения купли-продажи на рынке рабочей силы. Община стала главным врагом буржуазного общества и его культуры.

В антропологической же модели, развитой в России в начале ХХ в. православными философами, человек интегрировалась как соборная личность, средоточие разнообразия человеческих связей. Такой человек всегда занято солидарных групп (семьи, сельского и церковной общины, трудового коллектива и т.п.). Обыденным выражением этой антропологии служит девиз «Один за всех, все за одного» [3, с. 407]. Для традиционного общества является исключительно важным понятие народа как надличностной сообщества, которая обладает исторической памятью и коллективным сознанием.

Ослабление позиций украинской сельской общины, связано с первоначальным накоплением капитала, было процессом неравномерным. Если на Правобережной и Западной Украины община в основном утратила свое значение в XVII-XVIII вв., То на Левобережье просуществовала до начала ХХ в. В жизни дореволюционного села, наряду с официальным правом, сохраняло большое значение обычное право. Существовало два типа общинного землевладения - общественно-подушный и общественно-подворный.


Смотрите также:
 Свадьба, день рождения, новоселье, рождение ребенка.
 Любимому Универмагу – 50!
 ВИКНУ празднует 77-ю годовщину со дня своего основания
 Что подарить мужчине на день рождения?
 Отдайте праздник детям

Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: